Скачать в высоком разрешенииЕго Святейшество Далай-лама общается со студентами из Сиккима.Гангток, Сикким, Индия 21 декабря 2010Продолжительность: 1 час 17 мин.Дорогие мои юные братья и сестры! Я чрезвычайно рад встрече с молодежью. Всякий раз, когда я встречаюсь с молодыми людьми, я всегда говорю им: «Мы живем в 21-м веке. Мое поколение относится к веку 20-му, который уже прошел. Мое поколение готово сказать вам: «До свидания». Минуло 10 лет 21-го века, впереди еще 90. Если вернуться к веку 20-му, то это было самое важное столетие в истории человечества, но одновременно в этом столетии было больше всего насилия. Согласно некоторым историкам, в войнах насильственной смертью погибло свыше 200 миллионов человек. Ладно бы, если бы это безмерное насилие помогло человечеству избавиться от проблем, тогда ему можно было бы найти хоть какое-то оправдание. Но и этого не случилось. И в начале 21-го века мы опять столкнулись с кризисом ― в Ираке, в Афганистане, со множеством, проблем, вызванных террористами. Все это отголоски тех ошибок, которые были допущены в веке 20-м, а также проявленной небрежности. Нам нужно смотреть вперед, вооружившись новыми идеями, новым перспективным мышлением, новыми методами. Ваше поколение способно придать миру новую форму. Разумеется, Сикким ― штат маленький, но вы ― часть почти семимиллиардного населения планеты. Когда мы говорим «общество», «человечество», то они составлены из отдельных людей, которые и формируют отдельное сообщество или человечество в целом. Вы тоже входите в это число, вы тоже способны внести свой вклад. Но для этого вам, прежде всего, необходима более целостная картина. Если в остальных частях мира, в остальных частях Индии ситуация складывается не слишком мирно и благополучно, то и Сиккиму не избежать трудностей. Если во всем мире проблемы, то и Индии их не избежать. Таковы реалии современного мира. В древние времена мы, тибетцы, жили за грядой снежных гор, занимались своими делами, ни на что не обращая внимания. Ну, и ничего страшного. А вы, жители Сиккима попивали чанг и радовались жизни. Не слишком волновались о том, что творится в других частях света. Такой образ мыслей остался в прошлом! Теперь мы должны считать весь мир частью единого целого. Будущее каждого сообщества зависит от того, что происходит во всем мире! Нужно мыслить шире, видеть перспективу. Я всегда говорю, что век 20-й был веком войн, веком насилия. Что же до века нынешнего, если мы хотим, чтобы он был мирным, то концепция диалога должна стать частью нашей жизни. Потому что «мирный век» не означает полного отсутствия войн. Проблемы будут, от них не уйти. Но всякий раз, когда мы сталкиваемся с проблемами, мы должны встречать их, решать их без применения насилия. С помощью диалога. Поскольку на всей земле интересы каждого сообщества, каждого человека целиком и полностью зависят от остального мира, поэтому складывавшееся веками разделение на «мы» и «они», очень жесткое разделение, устарело. Мы должны считать весь мир частью большого «мы». Если, при таком отношении, внутри этого «мы» будут возникать какие-либо проблемы, то решать их нужно путем диалога, переговоров, взаимного уважения, взаимопонимания. Мы должны сделать этот век веком диалога! И тогда он вполне может стать мирным веком. Чтобы это произошло, нам, во-первых, необходимо образование. Это очень важно! Однако профессии, которые дает нам образование, ― не более чем инструменты. Будут ли эти инструменты использованы для созидания или для разрушения, зависит от того, есть ли у нас доброе сердце. Если есть, то любое наше знание может быть использовано во благо. А если сердце исполнено страха, недоверия, гнева, то любая наша профессия может стать разрушительной силой. Возьмем разработчиков, стоявших за крупными террористическими актами. Если говорить об их умственных способностях, то это были блестящие люди! Каждое действие, шаг за шагом, они просчитали с удивительной точностью. Блестящие умы! Однако их намерения были пронизаны ненавистью, а потому их замечательный, острый ум превратился в силу, несущую разрушения. Вот почему вы должны уделять равное внимание развитию добросердечия. Не нужно относить добросердечие и сострадание к сфере исключительно религиозной. Не думайте так! Это общечеловеческие ценности. Раз уж мы ― люди, а люди ― общественные животные, то сотрудничество и единство для нас ― ключевые факторы. А чтобы возникло сотрудничество и единство, крайне необходимы доверие и дружба. Вот почему мы должны быть открытыми и уважать права других. Это очень важно. Это первое, что вам нужно знать, для того чтобы направить свои знания на созидательные цели.Далее, вам также необходимо широкое мышление: думать не только о своей семье, о своем маленьком сообществе, но мыслить глобально. Ведь, в действительности, всё взаимозависимо, как я упоминал выше. Нужно мыслить в перспективе: во второй части нынешнего столетия мы должны установить на земле подлинный мир. Важно помнить, что в наших силах прийти к полному разоружению на всей планете. Один мой друг, которого я считаю своим учителем в области квантовой физики, профессор из Германии фон Вайцзеккер, как-то сказал: «В новых условиях нам не понадобятся ни министерства иностранных дел, ни министерства обороны. Отношения между странами должны выстраиваться так же, как ведутся внутренние дела». Коста-Рика в прошлом смогла прийти к полному разоружению. Два-три раз мне довелось там побывать: небольшая полиция, несколько машин и немного оружия и, кажется, два-три вертолета. Никаких вооруженных сил. В сравнении со странами-соседями в Центральной Америке и Южной Америке, экономическое положение этой маленькой страны были гораздо лучше, уровень образования намного выше. Ведь все свои ресурсы эта страна направляла на мирные цели. Другие подобные страны тратили огромные деньги на оборону. Взгляните на африканские страны: люди порой на грани голодной смерти, а деньги тратятся на оружие, на гражданские войны, бесконечные гражданские войны Поэтому мы должны задуматься о том, что в конечном итоге нам нужно построить без оружия. Об этом я думаю, когда призываю вас мыслить в перспективе. Это то, что я хотел вам рассказать. Теперь ваши вопросы. Или предложения. Или критика. Вы можете критиковать меня, как критикуете друг друга. Мы равны. Наши эмоции, ментальные состояния, устройство телa ― все это одинаково. Вы должны понимать, что мы равны. А потому нет нужды в соблюдении формальностей. Мы можем обсуждать все вопросы в неформальном ключе. Жду ваших вопросов.Поднимите руки, если у вас есть вопросы.― Ваше Святейшество, мы будем признательны вам, если вы просветите нас в отношении медитации випассана.А что скажет остальная аудитория, вам это интересно или нет? Випассана ― это обширная тема. Если говорить в целом, один из ее аспектов встречается как в буддизме, так и в индуизме. Другой ― исключительно в буддизме. Он, в свою очередь, делится на две категории: первая относится к Сутраяне, вторая ― к Тантаряне, в особенности к маха-аннуттара-йога-тантре. Таким образом, здесь есть много различных плоскостей. Но если говорить в целом, то випассана означает «исследование». Самадхи ― это медитация, где мы не проводим исследования, а лишь сохраняем однонаправленное сосредоточение. Это самадхи. В випассане же вы отталкиваетесь от самадхи. В процессе тренировки ваш ум научается удерживать концентрацию на одном объекте, и затем, без каких бы то ни было отвлечений, вы проводите исследование только этого, отдельно взятого объекта. Это випассана. Достаточно? Если начать вдаваться в подробности, то понадобится несколько недель. Это трудно. Следующий вопрос. Но я очень ценю то, что первый вопрос был посвящен важной теме.― Ваше Святейшество, намаскар. Говорят, что у вас мистическая улыбка и какая-то особая аура. Можно ли это научно доказать?Вряд ли. Я и сам не знаю, что такое аура. Иногда приходится слышать: у таких-то людей такая-то аура. Не знаю!― Ваше Святейшество, я тибетец, но буду говорить по-английски, чтобы всем было понятно. Прежде чем задать вопрос, хочу сказать, что вы для меня ― бог. Когда говорю с вами, меня дрожь пробирает. Пожалуйста, простите меня за то, что я дрожу и нервничаю. В своей книге «Искусство быть счастливым», написанной вами в соавторстве, вы рассказываете о медитации о сострадании. Я преподаю в университете и на своих занятиях пытался донести важность сострадания до своих студентов. Но как-то так получается, что они не настроены на эту волну сострадания. Не могли бы вы сейчас пояснить нам эту медитацию о сострадании. Это было бы очень полезно как для всех студентов, так и для присутствующего здесь преподавательского состава. Спасибо!Буквально вчера я встречался с учеными, с замечательными, широко известными учеными. Один из них два года тому назад был включен в сотню самых влиятельных людей мира [Его Святейшество говорит о Ричарде Дэвидсоне - прим. пер.] Кажется, по опросу журнала «Тайм» или «Ньюсвик». «Журнала «Тайм». Я знаю его уже много лет. Настоящий ученый! Очень открытый. Любой предмет он рассматривает с высокой степенью объективности. Очень хороший человек. Вчера он прочитал доклад на тему: какую пользу может принести взращивание сострадания. Разговор шел не о следующей жизни, не о Нирване и не об аде, но о результатах тренировки ума и, прежде всего, воспитания сострадания. Даже трехнедельный курс обучения учеников состраданию давал существенные положительные результаты. Об этом говорилось в его вчерашнем докладе. Я также упомянул вчера, что нам необходим некий практический подход для пропаганды сострадания секулярными методами, без использования религии. Обычно, когда мы говорим «сострадание», люди порой думают: «Это всё религия. Я уж как-нибудь проживу без сострадания». Эти представления, на мой взгляд, возникают в силу отсутствия соответствующего образования. Система современного образования, которая существует в этой стране, на самом деле введена британцами. То есть эта система образования пришла с Запада. На Западе у отдельных образовательных учреждений, некоторых европейских университетов, например Болонского университета, тысячелетняя история. Когда основывались эти университеты и институты, вопросы нравственной этики целиком и полностью находились в ведении Церкви. Вот почему вновь образованные учебные заведения не брали на себя никакой ответственности за прививание нравственной этики. Они лишь давали знания, пищу для мозга. Таким было развитие системы образования. А тем временем, в последние 300 лет развитие научно-технической мысли повлекло за собой поистине разительные перемены. Люди высоко оценили новые технологии, ведь они смогли тотчас же получить то, к чему они давно стремились. Уровень бедности существенно снизился, неведения стало меньше. Жить стало значительно легче. Поэтому технологии превратились в тему чрезвычайной важности, и в том же направлении пошло и развитие образования. Современное образование в первую очередь связано с материальным развитием, а не с духовным. Поэтому существующая в Индии система образования вызывает вопросы. Отвечает она нашим потребностям, или нет? Во времена Индиры Ганди джи, я обсуждал с нею существующую систему образования, в особенности, в гималайском регионе, где традиционно была распространена буддийская культура. Когда я впервые приехал в Спитти, утром у меня состоялась встреча с руководством местных учебных заведений, и мы провели вместе полчаса. День был солнечный, и все радовались солнцу. И они мне рассказали мне, что у местного населения прежде не наблюдалось преступности, это был очень миролюбивый народ. Но теперь местные жители стали больше контактировать с людьми из лежащих ниже долин, и возникли опасения, что покой этого в высшей степени миролюбивого сообщества, где никогда не было преступности, может быть нарушен. Так он
25-12-2010, 01:28 | Напечатать
Диалог со студентами из Сиккима
Далай-лама XIV » Топ » Диалог со студентами из Сиккима
Выступления и тексты
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Диалог со студентами из Сиккима » Далай-лама XIV
Комментариев нет:
Отправить комментарий